Редакционная коллегия журнала

Редакционная коллегия

в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников

 

Отрасль науки: 09.00.11 – философские науки

Главный редактор журнала 

Майер Борис Олегович (Новосибирск, Россия)

Доктор философских наук, доцент, проректор по научной работе Новосибирского государственного педагогического университета, директор Научного центра Российской академии образования при Новосибирском государственном педагогической университете.

ORCID iD 0000-0002-4083-4638

В 2006 г. защитил докторскую диссертацию «Эпистемологические аспекты философии образования» по специальности 09.00.11 – социальная философия.

Сфера научных интересов: эпистемология философии образования.

Автор более 100 опубликованных работ, из которых 9 авторские свидетельства, патенты и заявки на международные патенты. В деятельности журнала «Философия образования» курирует направления 09.00.01, выступая рецензентом научных работ по проблемам эпистемологии социальной философии и философии образования.

 

Майер Б. О. Знание, навыки, компетенции: эпистемологический анализ // SCIENCE FOR EDUCATION TODAY. – 2019. – Т. 9. –  № 2. – С. 67-79.

Майер Б. О. О кластеризации когнитивных теорий обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8. – № 2. – С. 119-134.

Mayer B. O. (в соавт.) Еducation for sustainable development: global and regional aspects // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3 (31). – С. 50-59 (SCOPUS)

Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования: монография. – 2-е изд. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 213 с.

Майер Б. О. О моделях устойчивого развития общества в контексте глобализации» // Философия образования. – 2012. – № 6(45). – С. 33–37.

Майер Б. О. Образование в условиях глобальных изменений: методологическая функция философии образования // Философия образования. – 2012. – № 6(45). – С. 117–123.

  

Заместитель главного редактора журнала 

Пелцова Надежда (Прага, Чехия)

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и гражданского воспитания педагогического факультета Карлова университета.

Область научных интересов – социальная философия и ее конкретное направление – философия образования (воспитания) – 09.00.11; другие смежные и междисциплинарные направления научных исследований – история философии воспитания, проблемы формирования человека (человеческой креативности от древних до современных философов; эмпатия в преподавании и герменевтическая философия и др.). Особое внимание ученым уделено вопросу культуры и возможностям муль­тикультурного образования: исследуются аксиологические измерения концепций мультикультурности, диалогическом характере мультикультурного образования. 

В рамках заключенного Договора о сотрудничестве с педагогическим факультетом Карлова университета в Праге (Чехия) при содействии и непосредственном руководстве Н.Пельцовой издается специальный номер журнала «Philosophy of Education+» на английском языке с привлечением иностранных ученых, специалистов в данной отрасли науки.

 

Pelcová N. Výchovný rozhovor, řeč a porozumění //Jinost ve výchově a sociálních vědách. Implementace nových forem výuky. Ed. Kalábová H., Maier, M. TU Liberec 2017. ISBN 978-80-7494-346-1. Str. 11-19.

Pelcova N. Truth in education // Philosophy of education. – 2016. – № 9. – Р. 3–11.

Пелцова Н. Ценности, оценка и содержание // Философия образования. – 2009. – № 4 (29). – С. 161–168.

Пелцова Н. Философия гуманитарных наук в условиях кризиса гуманизма // Философия образования. – 2007. – № 1 (18). – С. 126–138.

 

Заместитель главного редактора журнала

Косенко Татьяна Сергеевна (Новосибирск, Россия)

Кандидат философских наук, доцент, заместитель директора и научный сотрудник Научного центра РАО при Новосибирском го­сударственном педагогическом университете. 

В 2009 г. защитила кандидатскую диссертацию «Социально-философский анализ проблем воспитания в современной России» по специальности 09.00.11 – социальная философия.

Развивает самостоятельное научное направление «Философские основания современной теории воспитания». Сфера научных исследований – социальная философия (09.00.11), теория и методика воспитания (13.00.02). Области знания: социология, обществознание, информатизация образования, культурология, гуманитарные и общественные науки.

Участвует в подготовке к изданию журнала «Философия образования», а также серии трудов (монографии, учебные пособия, сборники) – приложений к журналу «Философия образования».

Является организатором и участником региональных, всероссийских, международных конференций и симпозиумов, постоянно действующих научно-методологических семинаров на базе Научно-исследовательского института философии образования Новосибирского государственного педагогического университета по вопросам философии образования, современной специфики развития образовательной системы.

Автор и соавтор более 100 работ: статьи в центральной печати и зарубежных изданиях, в том числе монография, учебные пособия, которые активно используются в учебном процессе Новосибирского государственного педагогического университета. Работы становились лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу.

В работе редколлегии важен колоссальный положительный опыт Т.С. Косенко по делопроизводству и научно-организационной работе.

 

Kosenko T. S. (в соавт.) “LOGOS” (λóγος) AS “WORD”. ITS ROLE IN LIFE AND EDUCATION (UPBRINGING) OF THE PERSON // LOGOS IN THE EDUCATION, ART AND SPORT International Multidisciplinary Conference. Charles University, Faculty of Education. – 2018. – С. 81-86.

Kosenko T. S. (в соавт.) Uncertainty Principle in Education as a Socio-philosophical Problem // International Multidisciplinary Conference on Contingency in the Education, Art and Sport. – Prague, CZECH REPUBLIC. –  2017. – Р.  83-88 (WOS)

Косенко Т. С. (в соавт.) Проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях информационного общества // Философия образования. – 2017. – № 1 (70). – С. 84–90.

Косенко Т. С. (в соавт.) Принцип неопределенности в образовании как социально-философская проблема // Философия образования. – 2016. – № 2 (65). – С. 122–128.

Косенко Т. С. К вопросу об изменении роли семьи в формировании личности // Философия образования. – 2014. – № 2 (53). – С. 177–187 и др.

Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Введение в философию воспитания: социально-философский анализ: монография / отв. ред. С. В. Камашев. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2009. – Т. XХХVI. – 252 с. – (Сер. тр., прил. к журналу «Философия образования»). 

 

Заместитель главного редактора журнала 

Петров Владимир Валерьевич (Новосибирск, Россия)

Кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований Института философии и права СО РАН, доцент кафедры социальной философии и политологии, заместитель директора Института философии и права Новосибирского государственного исследовательского университета, доцент кафедры естественных наук Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного исследовательского университета.

ORCID: 0000-0003-0511-857X

 В 2011 г. защитил диссертацию «Сущность и тенденции развития инновационного образования: социально-философский анализ» на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 – «Социальная философия».

Сфера научных интересов: развитие общества как организационной формы воспроизводства социальности, социальная философия, философия управления, философия образования, социология науки и образования. 

Является признанным специалистом в области анализа развития университетских систем в трансформирующихся обществах.

Общее количество публикаций в российских и зарубежных изданиях – более 120, в том числе 5 монографий. В базе РИНЦ зарегистрировано более 100 публикаций, из них 40 публикаций в рецензируемых журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК. За последние 5 лет опубликовано 65 работ (в том числе 3 монографии) и 4 учебных пособия. Имеются работы, которые отмечены дипломом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу. 

 

Петров В. В. Образовательная автономия и академическая легитимность: реструктуризация системы // Философия образования. – 2018. – № 2 (75). – С. 34–46.

Петров В. В. Формирование образовательного запроса в условиях капитализации знаний // Профессиональное образование в современном мире. – 2018. – № 3. – С. 1981–1989.

Петров В. В.Развитие университетских систем в обществе знания: положительные элементы прошлого опыта // Сибирский философский журнал. – 2018. – № 3. – С. 100–112.

Петров В. В. Инновационное образование в современной России. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. – 212 с.

Бегалинова Калимаш Капсамаровна (Алмата, Казахстан)

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии и религиоведения, Казахский национальный университет имени аль-Фараби

ORCID ID: 0000-0001-5575-5142

В 1999 г. защитила докторскую диссертацию «Суфизм как феномен мусульманской культуры» по специальности 09.00.06 – религиоведение.

Специалист по проблемам образования, философии и методологии науки, а также по вопросам истории казахской и русской философии. Является известным профессионалом по рецензированию научных работ, в том числе в качестве члена редакционной коллегии журнала «Философия образования». 
Автор и соавтор многих типовых учебных программ по философии и другим гуманитарным дисциплинам, учебников по философии, религиоведению, рекомендованных МОН РК и РУМС РК в качестве учебников для вузов и школ Республики Казахстан. 
Имеет более 350 научных работ (более 80 учебных, учебно-методических пособий). Является известным профессионалом по рецензированию научных работ, что важно в работе в качестве члена редакционной коллегии журнала «Философия образования».

 

Бегалинова К. К. (в соавт.) О некоторых аспектах профессионального образования в Казахстане // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – Т. 7. – № 1. – С. 860-865.  

Begalinova K. K. (в соавт.) Uncertainty Principle in Education as a Socio-philosophical Problem // International Multidisciplinary Conference on Contingency in the Education, Art and Sport. – Prague, CZECH REPUBLIC. –  2017. – Р.  83-88 (WOS)

Бегалинова К. К. (в соавт.) Принцип неопределенности  в образовании как социально-философская проблема // Философия образования. – № 2 (65). – 2016. – С. 122–128.

Бегалинова К. К. (в соавт.) Особенности образовательной системы в условиях глобализации // Философия образования. – 2015. – № 1 (58). – С. 5–14.

Бегалинова К. К. Дифференциация и интеграция современной науки как выражение гносеологического прогресса // Философия образования. – 2013. – № 6 (51). – С. 18–24 и др.

 

Брызгалина Елена Владимировна (Москва, Россия)

Кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии образования философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова»

ORCIDID: 0000-0002-5103-9488

В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проблема синтеза медико-биологического и философского знания в учении об индивидуальности» по специальности 09.00.11 – социальная философия.

Является известным специалистом по философии и методологии науки. Внесла заметный вклад в развитие философии образования: ею разработаны общенаучный характер понятия «индивидуальность», генно-средовая парадигма в исследовании человеческого поведения, система оценочных критериев дея­тельности преподавателей, позволяющая адекватно выявлять качественные характеристики осуществляемого ими учебно-воспитательного процесса.

Автор и соавтор более 100 работ по социальной философии, в том числе по проблемам философии образования.

Является руководителем образовательной программы «Философия образования» в рамках реализации проекта «Формирование системы инновационного образования» в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Исследует специфику образовательных систем и государственной политики в сфере образования Китая, Чехии, Польши, Азербайджана, Украины, Германии, анализирует влияние современных процессов глобализации на развитие теории и практики образования, вопросы философии образовательного менеджмента. Поэтому для журнала важна деятельность Е.В. Брызгалиной по рецензированию научных работ, в том числе и иностранных авторов.

 

Брызгалина Е.В. Человек как фронтир науки настоящего и будущего // Гуманитарный вестник. – 2017. – № 12 (62). – С. 6-10.

Брызгалина Е. В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире // Философия образования. – 2012. – № 6 (45). – С. 11–20.

Брызгалина Е. В. Институциализация философии образования в пространстве философской мысли ХХ века // Вестник Московского университета. – Сер. 7. Философия. – 2012. – № 1. – С. 41– 60 и др.

 

Грякалов Алексей Алексеевич (Санкт-Петербург, Россия)

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии Российского государственного педагогического университета им. Герцена, член Союза писателей России и член совета «Общественные науки».

В 1992 г. защитил докторскую диссертацию «Структурализм в культуре XX века (историко-методологические аспекты)».

Для журнала «Философия образования» важно, что А. А. Грякалов занимается социальной философией, философией современности, структурализмом и постструктурализмом, философией детства и философией образования-воспитания. Курирует данные направления в журнале, выступая рецензентом научных работ.

 

Грякалов А. А. (в соавт.) Феномен современности в пространстве философской рефлексии (эпистемологические и ценностные аспекты) // Общество. Среда. Развитие. – 2017. – № 3 (44). – С. 3-7.

Грякалов А. А. (в соавт.) Русский логос в пространстве непостижимого // Общество. Среда. Развитие. – 2017. – № 3 (44). – С. 49-52.

Грякалов А. А. Образование в глобальном мире: ценностные константы и транспедагогика // Философия образования. – 2013. – № 2 (47). – С. 63–73.

Грякалов А. А. Философия современности и антропология события // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. – 2005. – № 5 (10). – С. 46–58.

 

Иванова Светлана Вениаминовна (Москва, Россия)

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор философских наук, профессор,  директор Института стратегии развития образования Российской академии образования.

В 2007 г. защитила докторскую диссертацию «Тектолого-гума­ни­сти­ческие основания образовательного процесса (философско-методологический ана­лиз) по специальности 09.00.11 – социальная философия.

Для журнала «Философия образования» важно, что С.В. Иванова внесла существенный вклад в разработку проблем философии образования, в частности, в философско-методологическую концепцию тектолого-гуманистических оснований образовательного процесса. Рассматривает образование как основу прогресса человечества, доказывая, что реализация педагогических процессов в условиях гуманизации образовательного процесса может эффективно осуществляться только на философско-методологических основаниях при учете множества факторов, включая социально-экономические и культурные особенности общества. Особое внимание ею уделено вопросам развития образования на постсоветском пространстве, принятию решений в области образования в системе образования и рынка труда, геополитическим аспектам формирования образовательного пространства. Курирует научно-организационную деятельность по регулярному проведению вебинаров, круглых столов, конференций с регионами России по актуальным проблемам педагогики и философии образования.

 

Ivanova S. V. (в соавт.) Postmodern ideas' influence on education (illustrated by the usa experience) // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). – 2017. – С. 339-355.

Ivanova S. V. (в соавт.) Education quality in the postindustrial society // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). – 2017. – С. 356-364.

Иванова С. В. (в соавт.) Профильное обучение: социализация и адаптация. – М.: Academia АПКиПРО, 2006. – 56 с.

Иванова С. В. Образование в организационно-гуманистическом измерении. – М.: РУДН, 2007. – 240 с.

 

Корольков Александр Аркадьевич (Санкт-Петербург, Россия)

Академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор,  заведующий кафедрой философской и психологической антропологии Российского государственного педагогического университета им. Герцена.

Является известным специалистом по вопросам истории русской философии просвещения и традиций русской духовной культуры. Лауреат премии Президента Российской Федерации в области развития проблем образования.

А. А. Корольков стремится раскрыть современное значение и пророческую силу мыслей философов прошлого для критики эгалитарного прогресса и массовой культуры, теорий заката европейской культуры, для анализа российских испытаний социализмом и атеизмом. В «Романе небытия» Королькова представлено художественно-философское повествование о судьбе русской интеллигенции в изгнании. Колоссальным вкладом в развитие проблем человека является разработка академиком философских оснований теории норм. Развивая нормологию как область знания об оптимальном развитии человека, ученый осмысливает достоинства и ограниченность понимания нормы как среднестатистического и идеального вариантов, исследует диалектику взаимодействия нормы и патологии, роль аномалий в эволюции норм.

Профессионализм академика, его кураторство деятельности журнала является неоценимой поддержкой для научного журнала «Философия образования».

 

Корольков А. А. (в соавт.) Философия науки позитивизма: эволюция предмета и понятий // Общество. Среда. Развитие. – 2017. – № 1 (42). – С. 25-32.

Корольков А. А. Истоки педагогической антрропологии в античной пайдейе // Философия образования. – 2016. – № 4 (67). – С. 3–12.

Корольков А. А. Духовное просвещение как инновационное направление современного образования // Философия образования. – 2009. – № 4 (29). – С. 196–203.

 

Мендонса Самуэль (Бразилия)

Доктор PhD по философии образования, профессор аспирантуры по образованию и юриспруденции, координатор программы аспирантуры образования (магистерская программа и докторантура), руководитель исследовательской группы по политике и основам образования, член исследовательской группы «Закон в глобализованном мире» (Национальный Исследовательский Совет) Папского католического университета Кампинаса.

Является секретарем Бразильского общества философии образования (2016-2018 гг.) и членом нескольких международных обществ философии образования: PES – Сообщество философии образования, INPE – Международная сеть философов образования и ALFE – Латиноамериканская Ассоциация философии образования.

В журнале «Философия образования» он курирует работу с иностранными авторами. Он является экспертом и рецензентом статей зарубежных авторов, специалистов в области философии образования.

 

Мендонса Самуэль, Ассис Ана Элиса Спаолонци Кейруш. Недогматическое преподавание философии: темы дискуссии для практики обучения // Философия образования. – 2017. – № 73. – Вып. 4. – С. 70-85.

Мендонса Самуэль (в соавт.) Концепции автономии у Канта и Жака Рансьера с точки зрения Герта Биеста // Philosophy of education. – 2011. – № 4. – С. 90–99.

 

Панарин Владимир Иванович (Новосибирск, Россия)

Доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования по повышению квалификации руководителей и специалистов высшего профессионального образования Новосибирского государственного аграрного университета.

В 2009 г. защищена докторская диссертация «Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ») по специальности 09.00.11 – социальная философия.

Большим вкладом в разработку обозначенной темы является всестороннее исследование специфики современной образовательной политики с обращением к мировой практике, что дает комплексную картину настоящего, а также помогает анализировать возможные перспективы будущего развития системы образования, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Последовательно проводит идею о том, что без включения философского видения перспектив развития российского общества в общую политическую доктрину долговременного реформирования России не удастся добиться необходимой поддержки проводимых социальных преобразований и прогрессивных реформ.

В деятельности журнала «Философия образования» курирует вопросы специфики развития современной образовательной политики, выступая рецензентом научных работ в данном направлении.

 

Панарин В. И. (в соавт.) Гуманитарная культура как условие трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – Т. 6. – № 1. – С. 34-39.

Панарин В. И. (в соавт.) Теоретико-методологический анализ современной образовательной политики России / отв. ред. А.К. Черненко. – Новосибирск : Изд-во СО РАН. – Т. XXV. – 2007. – 225 с.– (Сер. тр., прил. к журналу «Философия образования»).

Панарин В. И. Реформирование российского образования в контексте его модернизации // Философия образования. – 2006. – № 2 (16). – С. 88–94.

Панарин В. И. Образование в условиях рынка // Философия образования. – 2008. – № 3 (24). – С. 196–201.

Панарин В. И. О современной специфике развития отечественного образования // Философия образования. – 2009. – № 2 (27). – С. 16–23.

 

Пфаненштиль Иван Алексеевич (Красноярск, Россия)

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой глобалистики и геополитики гуманитарного института Сибирского федерального университета.

В 2006 г. защитил докторскую диссертацию «Современные процессы глобализации в системе основных проектов науки: социально-философский анализ» по специальности 09.00.11 – социальная философия.

Является известным специалистом по вопросам социально-философского анализа современных процессов глобализации в системе основных проектов науки. Им разработана проблематика познавательной стратегии социальной философии для раскрытия причин и возможностей преодоления разрушительных процессов глобализации. Курируя данное направление в работе журнала, ученый разрабатывает идеи отечественной философии, связанные с единством процессов образования и воспитания.

В журнале «Философия образования» является одним из ведущих экспертов статей, посвященных проблемам становления и перспективам развития глобального образования.

 

Пфаненштиль И. А. (в соавт.) Философия и методология науки: учеб. пособие. – Красноярск: Сибирский федеральный университет; Инфа-М, 2018. – 413 с.

Пфаненштиль И. А. (в соавт.) Дискуссия об историческом пути России и ее отражение в учебном познании // Философия образования. – 2017. – № 1 (70). – С. 13–23.

Пфаненштиль И. А. (в соавт.) Социально-философские аспекты проблем инженерного образования в контексте информационной культуры // Философия образования. – 2015. – № 2 (59). – С. 77–84.

Пфаненштиль И. А. (в соавт.) Глобальный мир как единая аксиологическая система: проблемы и перспективы // Философия образования. – 2015. – № 2 (59). – С. 77–84.

 

Рыбаков Николай Сергеевич (Псков, Россия)

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Псковского государственного университета.

В 1994 г. защитил докторскую диссертацию «Факт. Бытие. Познание».

Внес большой вклад в развитие области знаний: предложил параметрическую модель образования, согласно которой образование – вхождение человека в мир, постижение смыслов бытия, пробуждение и становление духовности, обретение человеком собственного образа.

Для журнала особенно важно, что Николай Сергеевич разрабатывает теорию мировоззрения, выделяя микро- и макроуровни, отстаивает фундаментальный принцип аксиологии, различая смысл, значимость, значение и ценность. Он является одним из ведущих экспертов статей, посвященных проблемам фундаментальных принципов аксиологии, онтологии.
Статьи Николая Сергеевича позволяют молодым преподавателям выйти на определенный уровень обобщений, используя как личный педагогический опыт работы в учебных заведениях различного уровня, так и психолого-педагогический анализ. В журнале «Философия образования» является одним из ведущих экспертов статей, посвященных проблемам фундаментальных принципов аксиологии, онтологии.

 

Рыбаков Н. С. Неочевидная очевидность, или о морали ХХI века // Вестник Псковского государственного университета. – 2017. – № 5. – С. 3–18.

Рыбаков Н. С. Факт как симулякр // Философия в современном мире. – 2017. –С. 113-122.

Рыбаков Н. С. Метафизика образования в информационную эпоху // Философия образования. – 2009. – № 4 (29). – С. 10–19.

Рыбаков Н. С. О трансформации мировоззрения // Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность : материалы науч.-практич. конф. – Псков, 2002. – С. 146–163.

 

Смолин Олег Николаевич (Москва, Россия)

Академик Российской академии образования, доктор философских наук, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке РФ.

В 2001 г. защитил докторскую диссертацию по социальной философии «Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества».

Все эти годы плодотворно занимается социально-философскими, философско-правовыми и политико-социологическими проблемами культуры, образования, образовательной политики и образовательного права. Результаты науч­ной работы О.Н. Смолина нашли отражение в научных и научно-пуб­ли­цистических статьях (более 900 работ). В них осуществлен системный анализ социально-экономических, педагогических аспектов государственной образовательной политики, а также правотворческий процесс в образовательной сфере.

О.Н. Смолин хорошо известен в российских и зарубежных научных кругах и образовательном сообществе.

Научная деятельность О.Н. Смолина неразрывно связана с большой практической работой в сфере образовательного законодательства. Он является соавтором практически всех значимых законов и законопроектов, касающихся образования, как принятых и вступивших в силу, так и находящихся на различных стадиях законодательного процесса. 

В редакционной коллегии журнала «Философия образования» О.Н. Смолин осуществляет большую консультационную работу и является экспертом по организационным вопросам и по содержанию отдельных публикаций по направлениям: 09.00.00 – философия и 13.00.00 – педагогика.

 

Смолин О. Н. Экономический рост и образовательная политика: технологии и идеология // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 1 (59). – С. 29-39.

Смолин О. Н."Кудриномика минус"? Или еще раз о новой модели социально-экономического развития России. – Ч. I Философские науки. – 2017. – № 2. – С. 7-18.

Смолин О. Н. Стратегия правительства, или искусственный «Майдан»? Вариант: «Большой скачок»… назад! // Философия образования. – 2015. – № 5 (62). – С. 3–10.

Смолин О. Н. Российское образование: АКМ-9.9 // Философия образования. – 2009. – № 1 (26). – С. 3–5.

 Ушакова Елена Владимировна  (Барнаул, Россия)

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры физической культуры и спорта Алтайского государственного медицинского университета Минздрава России.

В 1999 г. защитила докторскую диссертацию «Системно-философское со­дер­жание современной научной картины мира (мировоззренческо-методо­ло­ги­ческий аспект) по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания.

Имеет большой опыт практической работы в системе образования, который использует как при написании собственных научных статей, так и при рецензировании статей, присылаемых авторами в журнал. Имеет ряд научно-методических трудов по дисциплинам гуманитарного профиля и по философским вопросам естествознания, науки, научной картины мира, в связи с чем, может квалифицированно рецензировать работы подобного профиля.

Имеет более 330 научных и учебно-методических работ. 

Для журнала «Философия образования» особенно существенным являются работы в направлении интеграции знаний, системно-философской картины мира, разработки диалектики принципов холизма и парциализма в образовании. Это позволяет использовать опыт ученого для целостного системно-диа­лек­ти­чес­кого анализа образования как сферы общества, области научно-практи­чес­кой деятельности, духовного производства личности в обществе. Является экспертом публикаций по данным вопросам.

 

Ушакова Е. В. (в соавт.) Антропологический поворот в социокультурном знании и философии образования // Философия образования. – 2017. – № 3(72). – С. 28–37.

Ушакова Е. В. (в соавт.) Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций // Философия образования. – 2016. – № 5 (68). – С. 31–40.

Ушакова Е. В. (в соавт.) Формирование философского мировоззрения обучающихся в современном образовании // Философия образования. – 2015. – № 5 (62). – С. 101–112.

Ушакова Е. В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия : моногр. – Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. – 260 с.

Ушакова Е. В. Образование и наука в обществе XXI в. // Философия образования. – 2013. – № 6 (51). – С. 42–51.

 

Хогенова Анна  (Прага, Чехия)

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и гражданского воспитания педагогического факультета Карлового университета.

Тема научных исследований – философия воспитания (09.00.11) и актуаль­нейшее сегодня направление философии воспитания – смысл спорта и его философский анализ. В рамках проблем философии спорта анализируются такие вопросы, как феноменологическое понятие связи между телом, внешней средой и духовным миром (через феноменологию внутреннего восприятия времени).

А. Хогенова осуществляет рецензирование статей по соответствующему профилю специализации в редколлегии журнала «Философия образования», а также в издании специального журнала на английском языке "Philosophy of education+" с привлечением иностранных авторов.

 

Hogenova Anna. Why are expriences so important for  our time? // Philosophy of  education +  – 2017. №1. – Р. 43-49.

Хогенова А. Тело и речь // Философия образования. – 2011. – № 3 (36). – С. 133–134. 

Hogenova A. Time and dasein // Philosophy of education. – 2016. – № 9. – Р. 59–64.

 

Целищев Виталий Валентинович (Новосибирск, Россия)

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН.

В 1974 г. защитил докторскую диссертацию «Критический анализ современных представлений о природе логической истины». 

Область научных интересов: логика и методология науки, а именно: философия логики, эпистемология математики, нетрадиционные языки логики. Значимые идеи – единый подход к эпистемическим и алетическим модальностям.

Громадная ценность работы в редакционной коллегии «Философия образования» связана с профессионализмом ученого в области методологии науки, что делает неоценимым его вклад в деятельность по руководству Экспертным советом журнала «Философия образования». Большую роль играет знание Виталия Валентиновича иностранных языков (известны его блестящие переводы работ современных западных философов), которое используется при работе с иностранными коллегами. Иностранные источники позволяют адекватно оценивать результаты реформирования отечественной системы образования. Статьи В. В. Целищева посвящены методологическому обеспечению процесса образования-воспитания, позволяют молодым ученым и преподавателям сформировать высокий уровень методологической грамотности.

 

Целищев В. В. Философские концепции языка vs. Математическая логика в семантической традиции // Философия науки. – 2018. – № 1 (76). –С. 36-47.

Целищев В. В. If-логика в системе математического теоретизирования // Философия науки. – 2017. – № 1 (72). – С. 18-29.

Целищев В. В. Проблема семантической избыточности и определенность континуум-гипотезы в теориях множеств первого и второго порядка // Философия образования. – 2016. – № 6 (69). – С. 9–19. 

Целищев В. В. Математика, рационализм и культура // Философия образования. – 2013. – № 6 (51). – С. 4–17.

Целищев В. В. Эпистемологические и социальные ценности в науке // Философия образования. – 2013. – № 1 (46). – С.149–156.

 

Чумаков Александр Николаевич (Москва, Россия)

Чумаков Александр Николаевич – доктор философских наук, профессор факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

ORCID ID: 0000-0002-6513-5585  

В 1991 г. защитил докторскую диссертацию «Социально-философские аспекты глобальных проблем». 

Специалист в области социальной философии, философии глобализации и социальной экологии. Обосновывает взгляд на глобалистику как особую сферу научных, философских и культурологических исследований, направленных на теоретическое и практическое решение глобальных противоречий современности.

Большую роль играет знание А.Н. Чумаков иностранных языков, что используется при переводе работ зарубежных авторов. Иностранные источники позволяют адекватно оценить результаты реформирования отечественной образовательной системы по «болонскому пути».

 

Чумаков А.Н., Стычинский М.С. Культурно-цивилизационный диалог и его возможности в условиях глобального мира // Век глобализации. – 2018. – № 1 (25). – С. 3-14.

Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. – М.: Знание, 1994. – 159 с. 

Чумаков А. Н. О философии и философском обществе в России // Вопросы философии. – 1997. – № 5.

 

Отрасль науки: 13.00.00 – педагогические науки

Андриенко Елена Васильевна (Новосибирск, Россия)

(с 01.01.2018 г.)

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета

В 2002 г. защитила докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя» по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.

Сфера научных интересов: педагогика и психология высшей школы, образование взрослых; профессиональная самоактуализация и педагогический профессионализм; социальная психология в образовании; актуальные проблемы сравнительного образования. Она является автором учебников, учебных пособий, монографий, методических разработок, статей по психолого-педагогическим проблемам современного образования (более 180 работ). Руководит аспирантурой (специальности: 13.00.08; 13.00.01).  

 

Андриенко Е. В. Сравнительно-сопоставительные исследования образования: актуальные проблемы и перспективы // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 5. – С. 12-14.

Андриенко Е. В. Развитие педагогического образования как условие подготовки современных учителей // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 2. – С. 19-22.

Андриенко Е. В. Ценности образования в разных странах: традиции и инновации как факторы развития // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 1 (49). – С. 17-22.

 

 Герасёв Алексей Дмитриевич (Новосибирск, Россия)

Доктор биологических наук, профессор, ректор Новосибирского государственного педагогического университета.

В 2005 г. защитил докторскую диссертацию «Анализ механизма действия цеолита Шивыртуйского месторождения на водно-солевой обмен и функцию почек».

Автор более 100 научных и научно-методических работ, специалист в области организации и управления высшей школой.

Для журнала важен опыт деятельности А.Д. Герасёва как организатора и управленца современной системой образования: он является членом Общественного совета по образованию при Министерстве образования, науки и инновационной политики НСО, Председателем Совета ректоров педагогических вузов Сибири.

За эффективную деятельность вуза и личный вклад в его развитие А. Д. Герасёву было присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования». Неоднократно награждался почетными грамотами Президента, Полномочного представителя президента РФ в СФО, Администрации Новосибирской области и др.

Область научных интересов: управление образованием в кризисный период; экологическая физиология, научно-методические аспекты подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Данное направление является одним из «стержневых» в журнале, поэтому профессионализм А.Д. Герасёва и кураторство деятельности журнала вносят неоценимый вклад в его развитие.

 

Герасёв А. Д. Здоровьеформирующее образование - одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 9. – С. 869-872.

Герасёв А. Д. Профессиональные кадры для новой экономики // Философия образования. – 2016. – № 5 (68). – С. 3–16.

Герасёв А. Д. Философия системного управления образованием в кризисный период: основные принципы // Философия образования. – 2009. – № 4 (29). – С. 3–10.

 

Жафяров Акрям Жафярович (Новосибирск, Россия)

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и методики обучения математике Новосибирского государственного педагогического  университета, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Является автором и соавтором более 260 научных и учебно-методических работ. Один из разработчиков системы профильного образования и дистанционной системы образования. Работы ученого публиковались в США, Германии, КНР и других странах, а сам он не раз выступал с открытыми лекциями за рубежом. 

Для журнала ценным является тот факт, что А.Ж. Жафяровым глубоко исследуются проблемы индивидуальных способностей учащихся и вопросы технологий профильного и дистанционного обучения, компетентностного подхода в образовании.

 

Жафяров А. Ж. Реализация технологии внедрения компетентностного подхода в школьном курсе математики // Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С.71-84 (Scopus)

Жафяров А. Ж. (в соавт.) Новые стандарты магистратуры (педагогическое направление) в терминах компетентностей // Философия образования. – 2016. – № 2 (65). – С. 165–173.

Жафяров А. Ж. Методология изучения учебно-дидактических единиц на компетентностной основе // Философия образования. – 2014. – № 2 (53). – С. 237–246.

Жафяров А. Ж. философские противоречия в интерпретациях понятий «компетенция» и «компетентность» // Философия образования. – 2012. – № 1(40). – С. 163–168.

 

Ромм Татьяна Александровна (Новосибирск, Россия)

 (с 01.01.2018 г.)

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования Новосибирского государственного педагогического университета

В 2008 г. защитила докторскую диссертацию «Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании» по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Сфера научных интересов – фундаментальные проблемы образования; теория, история и методы педагогики, предметные области педагогики (социальная педагогика, теория воспитания); исследования по проблемам педагогического профессионализма, социального развития и социального воспитания (социальное развитие в общественных молодежных объединениях; социальное развитие подростков в детских общественных объединениях; формирование основ этнокультурной компетентности и др.).
Осуществляет кураторство и руководство педагогическим направлением в журнале.

 

Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 142 с. 

Ромм Т. А. Горизонты и границы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2. – № 1 (36). – С. 75-82.

Ромм Т. А. Воспитание: повестка на завтра // Вопросы воспитания. – 2015. – № 1. – С. 78-85.

Ромм Т. А. Социальное воспитание – концепт педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. – Вып. 8. – Екатеринбург, 2015. – С. 310-322.

 

Ряписов Николай Александрович (Новосибирск, Россия)

Доктор экономических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института естественных и социально-экономических наук, социального образования, проректор по учебной работе Новосибирского государственного педагогического университета, Отличник народного просвещения, Заслуженный работник высшей школы РФ.

В 2007 г. защитил докторскую диссертацию «Разработка механизма оценки компетенции в системе управления образованием для повышения качества образовательных услуг» по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг).

Направления научных исследований: педагогика высшей школы, экономика образования. Разработал механизм оценки компетенций в системе управления образованием для повышения качества образовательных услуг.

Автор более 100 работ по проблемам общего и профессионального педагогического образования, в том числе 4 монографии, 15 учебных пособий.

В журнале «Философия образования» является одним из ведущих экспертов статей, посвященных проблемам педагогики высшей школы, экономики образования.

 

Ряписов Н. А. (в соат.) Мотивационные аспекты управления учебной деятельностью студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 54-61.

Ряписов Н. А., Ряписова А. Г. Мониторинг эффективности инклюзивной практики // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С.7-22 (Scopus)

Ряписов Н. А. (в соавт.) Оценка результатов обучения в современных социо-экономических условиях // Проверка знаний и потребности экономики. – Новосибирск: АНО «Редакция журнала "ЭКО"», 2005. – С. 128– 155.

 

Сабо Изабель (США, Де-Калб)

Доктор PhD по педагогике, адъюнкт-профессор школы искусств университета Северного Иллинойса, член мировой Ассоциации философов образования.

В США и Европе позиционирует как профессионал по вопросам применения компьютеров в образовании. Результаты исследования используются в деятельности INPE, Американо-Румынской академии искусств и наук, Американской ассоциации применения компьютеров в образовании, Ассоциации современного языка в Роки Моунтин (Скалистых Горах), Американской ассоциации образования взрослых и непрерывного образования.

В журнале «Философия образования» курирует вопросы работы с иностранными авторами. Является экспертом и рецензентом статей зарубежных авторов, специалистов в области философии образования.

 

Isabelle Sabau, Carmen Sabau Dialogue and Critical Thinking Online // in the Proceedings of the 40 th Annual American Romanian Academy of Arts and Sciences Congress, July 28-31, 2016, Montreal, Canada

Сабо И. Необходимые навыки для дистанционного обучения // Философия образования. – 2007. – № 1 (18). – С. 119–125.

Sabau I. Internet Learning and multitasking // Philosophy of education. – 2013. – № 6. – Р. 3–8.

 

Турбовской Яков Семёнович  (Москва, Россия)

Доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования Российской академии образования. 

Сфера научных исследований, особенно отвечающих интересам журнала «Философия образования»: технологии педагогического целеполагания и концептуальные подходы системного анализа взаимодействия педагогической науки и философии образования, прогнозирование развития системы отечественного образования. Автор теории и технологии педагогического целеполагания.

Осуществляет кураторство и руководство педагогическим направлением в журнале.

 

Турбовской Я. С. А. С. Макаренко – создатель научной теории воспитания: монография. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2018. – 60 с.

Турбовской Я. С. ХХI век: каким быть высшему образованию // Известия российской академии образования. – 2017. – № 2 (42). – С. 51-59.

Турбовской Я. С. Ленин: взгляд педагога // Философия образования. – 2016. – № 1 (64). – С. 102–112.

Турбовской Я. С. Фундаментально-исходные основы профессионального образования в условиях глобализации // Философия образования. – 2014. – № 6 (57). – С. 29–43.

Турбовской Я. С. Метаморфизм науки как угроза государственной безопасности // Философия образования. – 2014. – № 1 (52). – С. 75–92.

 

Всероссийское индексирование журнала

 

 

 

 

 

 

 

Международное индексирование журнала