О журнале

С 2001 г. в Новосибирском государственном педагогическом университете создан Научно-исследовательский институт философии образования, на базе которого создан журнал «Философия образования» с целью тесного научного сотрудничества кафедр общественных наук, исследовательских подразделений, специализированных советов и др. Создание журнала активизировало проведение научных конференций, конгрессов, семинаров, и с 2017 г. позволило осуществить сотрудничество с Российской академией образования РФ.

Важно, что в условиях информационной разобщённости, когда значимые в образовании исследования становятся известными только узкому кругу специалистов, журнал «Философия образования» имеет целью обеспечение среды обмена научными идеями (проектами) между учеными и практиками в расширяющемся междисциплинарном и международном научно-образовательном сообществе, философское осмысление тенденций развития отечественного образования в контексте радикальной трансформации российского социума, анализ проблем образования и воспитания, обоснование путей их интеграции с наукой.

Основными задачами является:

  • философское осмысление современной образовательно-воспитательной политики, отбор и публикация оригинальных статей в области онтологии, эпистемологии, аксиологии образовательных теорий;
  •  способствовать развитию научно-исследовательской деятельности в области социальной философии, а также создание платформы для обсуждения проводимых в университетах (вузах) России и мировом сообществе научно-образовательных исследований, мероприятий;
  •  консолидирование научно-педагогического сообщества для выработки теорий, концепций и методологии обучения и воспитания.

Журнал адресован профессорско-преподавательскому составу вузов, философам, педагогам, всем, кто интересуется новейшими результатами фундаментальных и прикладных исследований по актуальным проблемам в области образования, предоставляет научную площадку для всех, кто занимается научной, научно-педагогической деятельностью в России, Дальнем и Ближнем зарубежье. 

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по научным специальностям и соответствующим им отраслям науки: 09.00.00 – философские науки: 09.00.01 – Онтология и теория познания, 09.00.11 – Социальная философия; 13.00.00 – педагогические науки: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования).

Индекс в общероссийском каталоге: 82326.

 

*Основатель журнала "Философия образования", главный редактор с 2001 г.:

НИНА ВАСИЛЬЕВНА НАЛИВАЙКО

 (06.02.1945-13.07.2019)

доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, директор Научно-исследовательского института философии образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», главный редактор научного журнала «Философия образования», заместитель главного редактора научного журнала «Профессиональное образование в современном мире», председатель Межрегиональной ассоциации философов образования, председатель Новосибирского отделения Российского философского общества, член диссертационных советов, член Международной сети философов образования (I.N.P.E)

13 июля на 74 году ушла из жизни

В  2001 г. ею был создан научный журнал «Философия образования», а 26 апреля 2002 г. получено Свидетельство о его регистрации как средства массовой информации (ПИ № 77-12553), учредителями которого стали Новосибирский государственный педагогический университет и Институт философии и права СО РАН. Данный научный журнал стал важной «площадкой» для творческого обмета опытом отечественных и зарубежных авторов по различным проблемам и аспектам философии современного образования.

Н. В. Наливайко организовывала работу редакционной коллегии журнала «Фи­ло­софия образования», акцентируя внимание на разработке и внедрении в социальную практику идей интеграции науки и образования, развитии инновационного об­ра­зования. Успешно консолидировала усилия специалистов различных наук: со­циаль­ной философии и философии политики, социо­логии управления, педагогики.

В рамках социальной философии (09.00.11) Нина Васильевна разрабатывала тему «Фило­со­фия образования, формирование и сущность концепции»; исследовала тенденции развития мирового и отечественного образо­ва­ния в условиях новой геополитики и глобализации; осуществляла междисциплинарное исследование, включающее теорию и фи­лософию политики (23.00.01: человек как объект и субъект в политике; от­раслевые теории в развитии мировой политической науки), социологию куль­туры, духовной жизни (22.00.06: социальная политика в области образования), социологию управления (22.00.08) и др.

Н. В. Наливайко основатель и научный редактор серии трудов «Философия образования» (приложение к журналу) – более 50 томов (монографии, сборники статей материалов конференций, учебные пособия), утвержденные Ученым советом ФГБОУ ВО «НГПУ» (протокол № 7 от 26.01.2011 г.). 

Нина Васильевна являлась членом Мировой ассоциации философов образования (INPE), знакомясь с образовательными системами ряда государств Европы, Азии и других регионов, раз­ра­батывала тему «Философия образования Востока и Запада – развитие диалога». Такой диалог осуществлялся в рамках издания Н. В. Наливайко специального выпуска журнала «Philosophy of Education+» на английском языке в Праге (Чехия), в котором представлены статьи иностранных авторов, специалистов в области гуманитарных и общественных наук. 

Н. В. Наливайко автор более 300 научных работ, в том числе 15 монографий. Труды неоднократно становились лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу. Изданные ею монографии и учебные пособия успешно используются в учебном процессе вузами. 

Мы можем с уверенностью сказать, что благодаря огромной плодотворной работе и высокой пассионарной энергии Нины Васильевны Наливайко в Сибирском регионе сформировалось творческое ядро специалистов в области философии образования. Современными российскими и зарубежными философами отмечается ряд оригинальных научных идей и актуальных тем, составивших содержание многочисленных томов научных изданий, которые непосредственно курирована Нина Васильевна. Были поставлены важные философско-методологические, научно-теоретические вопросы и предложены пути их эффективного решения. К их числу, прежде всего, относятся следующие.

 – Необходимо понять, что у мира образования должна быть своя философия, которая призвана объяснять уникальную сущность мира людей в образовании и закономерности развития этого мира. Философия способна объяснить и раскрыть мир образования как целенаправленно создаваемую реальность, отвечая на такие вопросы, как: каким мы видим современный мир и каково образование в нем, каким мы хотим видеть мир, и каким должно быть (стать) образование в нем [1].

 – Философию образования необходимо рассматривать не только как относительно молодую отрасль социальной философии, но также и как отрасль философской антропологии. В предлагаемом ракурсе сама философия образования с философской стороны оказывается даже не двойственной, а тройственной. Во-первых, это часть общей философии, опирающейся на всеобщие законы и принципы бытия, познания и преобразования мира. Во-вторых, это отрасль социальной философии, отражающей законы социального бытия, воплощенные в образовательную сферу. В-третьих, это раздел философской антропологии, впитывающая в себя общие законы бытия человека в мире. Философия является не только рефлексивно-теоретической системой, выражающей наиболее общее видение мира, но и системой принципов, которая учит «искусству жить» разумно. Философия предполагает, что в процессе образования-воспитания у человека происходит развитие системы знаний о добре и зле, прекрасном и безобразном, о социальной справедливости, истине, лжи, смысле и цели человеческой истории и др. и происходит расстановка акцентов на определенные ценности в жизнедеятельности человека. Поэтому ценностные начала должны пронизывать не только образовательный процесс и образовательное пространство, их необходимо учитывать при развитии современной образовательной политики и политики в области образования. Именно отечественные ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей личности, определяя принципы ее поведения. Поэтому общество заинтересовано, чтобы люди придерживались принятых в обществе принципов поведения. Но этого невозможно достичь без соответствующего воспитания и образования [2].

 – Оценка современного состояния актуальных вопросов философии образования должна зависеть от анализа социокультурных основ отечественного образования и этапов исторического пути развития российской философии образования. В развитии отечественной философии Н. В. Наливайко  выделяет шесть этапов становления философии образования как самостоятельного раздела социальной философии и дисциплины, а также несколько этапов развития взаимосвязей философии образования и образовательной практики и доказывает, что российская философия образования активно развивается как мощное самостоятельное научное направление [3].

 – Диалектика отношений философии и образования заключается в том, что философия сообщает образованию общие принципы и положения, которые применяются для анализа различных сторон и аспектов образования: как системы, как процесса, как деятельности, как ценности и как социального института. Обращаясь к образованию, философия предполагает высокий уровень абстракции и анализ понятийного уровня. Она, по существу, исследует всеобщие законы в сфере образования. Образование, в сою очередь, как динамичная сфера общества и сложная часть социосистемы, постоянно накапливает в себе новые факты, динамичную онтологическую базу, совершенно необходимую философии для адекватной рефлексии постоянно происходящих и изменяющихся воспитательно-образовательных процессов в обществе [4].

 – При решении вопросов прогнозирования актуальных будущих направлений исследований в отрасли философии образования следует опираться на  фундаментальные идеи философской рефлексии, поскольку система образования не только отражает социальную жизнь общества, но и представляет собой решающий фактор развития социума, как в настоящее время, так и на перспективу. В связи с этим опору на образование, в качестве совершенствования российского общества, необходимо заложить как основной методологический принцип стратегии возрождения и развития современной России [5].

За многолетний и плодотворный труд Нина Васильевна Наливайко была награждена: медалью Ветерана труда, Заслуженного ветерана труда; Почетным знаком «Серебряная сигма» за многолетний творческий труд и большой вклад в развитие науки; медалью за укрепление авторитета Российской науки, за труд на благо города и др. Она неоднократно награждалась и поощрялась почетными грамотами: директором Института философии и права СО РАН, Президиумом СО РАН, ректором Новосибирского государственного педагогического университета, властными структурами города Новосибирска и Новосибирской области.

Светлая память о Нине Васильевне навсегда сохранится в сердцах ее многочисленных учеников, коллег, друзей, авторов журнала. 


[1] Наливайко Н. В. Философия образования: некоторые проблемы формирования концепции: монография. – Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000. – 141 с

[2] Наливайко Н. В. Философия образования – концепт между человеком и миром // Антология современной русской философии. Т. 2. Сост., вступ. ст. М. В. Бахтин. – М.: Издательский дом "Энциклопедист- Максимум", 2017. – C. 182–208.

[3] Наливайко Н. В. Введение в философию образования: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 272 с.

[4] Наливайко Н. В. и др. Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. – 312 с.

[5] Наливайко Н. В. Философия образования: формирование концепции: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 204 с.

 

 

 

Всероссийское индексирование журнала

 

 

 

 

 

 

 

Международное индексирование журнала